Эффективные формы и методы в работе с детьми по изучению казахского языка.
Методика преподавания занятий строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и направлена на развитие их лингвистических способностей. Изучение казахского языка осуществляется в соответсвии с разработанным перспективно-тематическим планом. Количество занятий по казахскому языку определено в соотвествии с учебной нагрузкой представленой в госстандартах по дошкольному образованию. Процесс обучения детей дошкольного возраста на занятиях включает в себя коллективное обучение детей в составе малых групп, где ведущими ориентирами выступает уровень речевой активности детей. Занятия по казахскому языку проводятся по подгруппам. Обучение строятся с использованием игровых приемов. У детей формируется словарь, отрабатывается звуковая сторона языка, формируется связная речь.
Полиязычная среда как средство самовыражения и самореализации дошкольников.
«Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языками: казахский язык – государственный, русский язык как язык межнационального общения и английский язык – язык успешной интеграции в глобальную экономику» Н. А. Назарбаев «Новый Казахстан – в новом мире». Казахстан стремительно врывается в мировое сообщество и ставит перед собой высокие цели развития. Мир становится все разнообразнее и многоязычнее, и все больше детей попадают в среду, где используется более одного языка.
В детском саду № 11 «Гауhар», обучение английскому языку начинается с 4-5 лет. Ученые пришли к выводу, что этот возраст – самый благоприятный для того, чтобы начать учить иностранные языки. Многие родители понимают, что знание иностранного языка стало необходимым элементом образованности. Ребёнок, владеющий ИЯ, лучше реализует свои возможности и добьётся больших успехов в учёбе и в жизни. Сегодня вам предоставляется возможность опираться на факты, делать собственные выводы и принимать решения. Итак, на примере английского языка: приблизительное число носителей языка- 400 миллионов человек; примерное число владеющих английским как вторым, третьим языком и т.д. (т.е. неродным) – 1,4 миллиарда человек; число государств, в которых АЯ является официальным – 53. В дошкольном возрасте активно развивается речь ребёнка: совершенствуется её практическое употребление, растёт словарный запас, происходит овладение грамматическим строем речи, развивается фонематический слух, происходит осознание словесного состава речи. С другой стороны, обучение иностранному языку на начальном этапе требует большого количества мелких действий, которые легко и с интересом выполняются дошкольником в игровых ситуациях и на которые трудно настроить ребёнка 11-12 лет. Дошкольный возраст выгоден в психофизиологическом плане для овладения языком. Учитывая чувствительность ребёнка к восприятию и воспроизведению речи, в раннем возрасте можно развивать и сохранить гибкость речевого аппарата для формирования и совершенствования речевой особенности человека в течение всей его жизни. Установлено, что в младенчестве ребёнок способен правильно произносить звуки любого языка. Если он слышит речь только на одном языке, речевой аппарат настраивается на этот язык и становится «жёстким». Итак, только 5% , приступающих к изучению иностранного языка после 12 лет и старше, могут говорить без акцента. Поэтому раннее изучение чрезвычайно благоприятно для овладения аутентичным произношением. Ребёнок дошкольного возраста не осознаёт, зачем ему нужно знать второй язык. Цели, которые перед ним ставят взрослые, для него слишком абстрактны. Мотивация дошкольника действует по принципу: «здесь и сейчас», т.е. ребёнок не задаётся отдалёнными целями. Поэтому, весь процесс постижения второго языка выстраивается как процесс удовлетворения личностных, познавательных, игровых потребностей ребёнка в интересном общении с взрослыми и другими детьми.
Ребёнок рассматривает цифры, изготовленные из разных материалов: бумаги, картона, ткани, нанесенные на карточки разного размера и цвета, письменные или печатные и т.д. В процессе игры выясняется, какие цифры знает ребенок.