ГККП "Ясли-сад № 11 "Гауһар"
акимата города Астана
010000, г. Астана, пр Абая, 17

Интеллектуальное развитие дошкольников

Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. Для того, чтобы любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии, заинтересован, наверное, каждый родитель.
 
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.
 
Интеллект – мыслительная способность человека – ум, рассудок, разум; уровень умственного развития.
 
Интеллектуальное развитие – это и процесс, и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех его проявлениях: знаниях, познавательных процессах, способностях и др.; оно осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды. Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию.
 
Интеллектуальное развитие ребенка предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием.
 
Интеллектуальное развитие предполагает:
 
- аналитическое мышление (способность воспроизвести образец) ;
- рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии) ;
- логическое запоминание;
- интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
- овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применение символов;
- развитие тонких движений рук и зрительно – двигательной координации.
 
Цель – создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей.
 
Основная задача воспитателя в работе с детьми состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку поставить перед собой посильные задачи, овладеть приемами их решения и помочь найти применение результатам своей деятельности.
 
Задачи:
 
1. Формирование приемов умственных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия) , умения обдумывать и планировать свои действия.
 
2. Развитие у детей вариативного мышления, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
 
3. Выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
 
Для основой организации работы с детьми является следующая система дидактических принципов:
 
- создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности) ;
- новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности) ;
- обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса) ;
- при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире) ;
- у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности) ;
- процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества) ;
- обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности) .
 
Развивающие игры до года
 
По сути, любая игра является для малыша развивающей: потешки, связанные с массированием, щекотанием, поглаживанием, стимулируют чувствительность и реакции младенца, демонстрация контрастных рисунков помогает ему научиться концентрироваться, вкладывание в ручки различных по фактуре и плотности предметов дарит тактильные ощущения и подготавливает мелкую моторику.
 
В период с года до трех лет ребенок переживает настоящий интеллектуальный взрыв — он осваивает основы речи, углубляет и расширяет свои знания о мире, учится самостоятельности. Все это должны учитывать развивающие игры для этого возраста. Особое внимание при их планировании следует уделить творческой деятельности — рисованию пальчиковыми красками и карандашами, лепке, конструированию, а также групповым, парным и ролевым играм.
 
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Цель воспитателя - обогащать игровой опыт каждого ребенка, повышая тем самым влияние игры на его развитие.
 
2. «Мастер-класс»
 
Цель: знакомство и практическая работа педагогов с играми В. В. Воскобовича.
 
- Сейчас я предлагаю вам поближе познакомиться с игровой технологией интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» Вячеслава Вадимовича Воскобовича.
 
Толчком к изобретению игр послужили собственные дети. Походы по магазинам игрушек вгоняли молодого отца в тоску. Там предлагались игры, в которые играли еще бабушки наших бабушек. А в стране уже активно велись разговоры об альтернативной педагогике.
 
И Вячеслав Вадимович решил внести собственную лепту в передовые методы воспитания. Первые игры Воскобовича появились еще в 90-х. "Геоконт", "Игровой квадрат" (сейчас это "Квадрат Воскобовича") , "Складушки", "Цветовые часы" сразу привлекли к себе внимание.
 
С каждым годом их становилось все больше - "Прозрачный квадрат", "Прозрачная цифра", "Домино", "Планета умножения", серия "Чудо-головоломки", "Математические корзинки". Затем появились и методические сказки.
 
К достоинствам развивающих игр В. В. Воскобовича можно отнести:
 
Широкий возрастной диапазон участников игр.
 
С одной и той же игрой могут заниматься дети и трех, и семи лет, а иногда и ученики средней школы. Это возможно потому, что к простому физическому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий.
 
Многофункциональность развивающих игр Воскобовича.
 
С помощью игр можно решать большое количество образовательных задач:
 
- Незаметно для себя малыш осваивает цифры или буквы;
- Узнает и запоминает цвет или форму;
- Учиться считать, ориентироваться в пространстве;
- Тренирует мелкую моторику рук;
- Совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.
 
Вариативность игровых заданий и упражнений.
 
К каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений, направленных на решение одной образовательной задачи. Такая вариативность определяется конструкцией игры и сочетанием материалов, из которых она сделана.
 
Творческий потенциал каждой игры.
 
Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям, и взрослым. Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными для ребенка в течение длительного периода времени, превращая игровой процесс в «долгоиграющий восторг».
 
Цели и задачи технологии.
 
1. Развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое.
 
2. Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности.
 
3. Развитие воображения, креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения) .
 
4. Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начала.
 
5. Формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических) , речевых умений.
 
6. Развитие мелкой моторики и всех психических процессов.
 
Универсальность использования
 
Универсальность по отношению к образовательным программам позволяет использовать развивающие игры В. В. Воскобовича в любой программе дошкольного образования: «Детство», «Радуга», «Развитие» и т.д.
 
Наглядное представление о том, как эти общие положения проявляются на практике, можно получить, ознакомившись хотя бы с двумя самыми известными играми - "Геоконт" и "Квадрат Воскобовича".
 
Китайская мудрость гласит:
 
Покажи – и я запомню,
 
Дай попробовать – и я пойму»
 
- Вашему вниманию предлагается элемент мастер-класса, который проведет воспитатель подготовительной группы Н. В. Соболева, использующая в своей работе с детьми «Квадрат Воскобовича».
 
(Участника и гостям семинара раздаются «Квадраты Воскобовича»)
 
- А сейчас я познакомлю вас еще с одной игрой из технологии «Сказочные лабиринты» - «Геоконт».
 
В народе эту игру называют "дощечкой с гвоздиками". Но для ребят - это не просто доска, а сказка - "Малыш Гео, Ворон Метр и я, дядя Слава». На игровое поле "Геоконт" нанесена координатная сетка.
 
На гвоздики натягиваются "паутинки" (разноцветная резинка) , и получаются контуры геометрических фигур, предметных силуэтов.
 
В результате у ребят развиваются моторика кисти и пальцев рук, сенсорные способности (ощущение цвета, формы, величины) , мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и установление закономерностей) , творческие способности.
 
Малыши создают их по примеру взрослого или по собственному замыслу, а дети старшего возраста - по схеме-образцу и словесной модели. Но знакомство с играми как вы, наверное, уже поняли, начинается с сюжетно-ролевых игр.
 
- Предлагаю начать знакомство с «Геоконтом» с подвижной развивающей игры «Паутинка».
 
(Сидя в кругу, выполнение заданий паука Юка.)
 
3. «Педагогическая вертушка»
 
Цель: Обобщение полученных знаний, объединение усилий коллектива при создании рекомендаций.
 
Задание: составление памятки.
 
- А сейчас, вам необходимо будет собраться с мыслями, вспомнить все, что вы знаете, что узнали нового и использовать эти знания для оставления памятки-рекомендации, которая
 
пригодится вам в дальнейшей работе с детьми по применению развивающих игр. Перед вами лист ватмана, передавая его по кругу вам необходимо написать свою рекомендацию и передать соседу, который ее дополнит и передать дальше всем участникам.
 
(Педагоги работают, затем кто-то один зачитывает)
 
- А я, в свою очередь. Предлагаю вам памятки, которые вы можете использовать в работе с родителями «Как играть в развивающие игры дома»и для родителей «Советы родителям по выбору игрушек для детей».
 
4. «Дерево ожидания»
 
Цель: сравнить соответствие ожидаемых результатов с результатами, полученными в ходе семинара.
 
Закончить нашу встречу мне хотелось бы следующими словами:
 
В. А. Сухомлинский считал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без того он – засушенный цветок.
 
Использованы сведения с сайта Материал с сайта dohcolonoc.ru
 
Интеллектуальное развитие дошкольников - Презентация 28947
 
Воображение – психический процесс создания образа предмета путем преобразования реальности
 
По результатам: воссоздающее творческое
 
По видам деятельности художественное техническое музыкальное и др.
 
По способам активности: произвольное непроизвольное (сновидения, бред, галлюцинации, гипнотические образы)
 
Возрастные особенности воображения у дошкольников.
 
Возникновение и развитие воображения тесно связано с формированием других познавательных процессов, прежде всего мышления. В раннем детстве воображение имеет воссоздающий характер и возникает непроизвольно, в виде образов полученных впечатлений: прослушивание рассказов, сказок, стихов, просмотров фильмов.
 
В воображении воспроизводится только то, что оказало на ребенка сильное эмоциональное впечатление, стало для него особенно интересным. Воображение неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий.
 
Старший дошкольный возраст является сензитивным – чувствительным – для развития воображения. В 5-6 лет у детей происходит постепенный переход от непроизвольного запоминания и воспроизведения к произвольному. Это создает основу для развития творческого воображения, обеспечивающего возможность создания нового образа. Творческое воображение детей проявляется, прежде всего, в сюжетно-ролевых играх, создающих простор для импровизации, а также в рисовании, конструировании и т. П.
 
Задачи интеллектуально-познавательного развития
 
Развитие высших психических функций и познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, воображения, произвольного поведения, наблюдательности, сообразительности, фантазии. Подготовка к предстоящему обучению в школе – построение информационно-логических моделей деятельности, требующей применения умственных операций. Развитие воображения и творческих способностей.
 
Интеллектуально- познавательное развитие
 
Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми старшего дошкольного возраста
 
Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми по подготовке к школе
 
Развивающая работа с педагогами
 
Работа по развитию мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста
 
Диагностическая работа с детьми всех возрастных групп
 
Развивающая работа с детьми младшегодошкольного и раннего возраста
 
Программа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста (дети 4-5 лет) .
 
Развитие внимания и зрительного восприятия развитие пространственного мышления и воображения развитие координации движений развитие подражательной способности развитие графических навыков
 
Программа индивидуальной коррекционной работы с детьми по развитию интеллектуально-познавательной сферы.
 
Цель: развитие интеллектуальных и познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста; развитие эмоциональной сферы; развитие тонкой моторики рук. Задачи: обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания; развитие произвольного внимания; развитие зрительной памяти, объема кратковременной слуховой памяти, целенаправленного запоминания, вербальной памяти; развитие координации зрительного, слухового и моторного анализаторов; развитие пространственных представлений, фонематического восприятия, целостности восприятия; развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков; развитие способности к анализу и самоанализу; развитие логического мышления; развитие воображения и фантазии; снятие эмоционального и мышечного напряжения.
 
Развитие познавательных процессов
 
Цель: развитие познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы, задачи: развитие внимания, восприятия, памяти, мышления и речи; развитие общей и мелкой моторики; развитие нравственно-волевых качеств, самоконтроля, самоорганизованности, навыков общения.
 
Программа групповой развивающей работы по подготовке детей к школе «скоро в школу»
 
Программа развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с высоким уровнем интеллектуально-познавательной сферы «профессор ума».
 
Цель: подготовка дошкольников к успешкому обучению в школе; интеллектуальное развитие дошкольников, задачи: развитие высших психических функций и познавательных процессов; развитие творческого мышления и воображения; развитие творческих способностей; формирование личности ребенка-дошкольника
 
Совершенствование работы коллектива
 
Программа развивающей работы с педагогами црр.
 
Цель: совершенствование работы коллектива црр задачи: раскрытие способностей и психологических особенностей педагогов; повышение творческого потенциала; развитие творческого мышления, воображения и фантазии; овладение различными психотехниками, нацеленными на повышение творческого потенциала.
 
«Интеллектуальное развитие дошкольников» Подробней на сайте 900igr.net
 
Интеллектуальное развитие дошкольников | Мама, папа и малыш!
 
Все детки раннего дошкольного возраста очень восприимчивы к новой информации. Сознание ребенка в этот период сравнивается с губкой, впитывающей огромное количество разнообразных сведений об окружающем мире.
 
Эти знания и навыки дети получают, общаясь со сверстниками в процессе игры, принимая участие в занятиях и беседах с воспитателями. Поэтому для интеллектуального развития дошкольников крайне важно правильно организовать процесс обучения, направить активность малышей в нужное русло.
 
Ребенок имеет огромный потенциал к постоянному обучению, заложенный в него самой природой. Такая любознательность может послужить прекрасной основой для постепенного становления дошкольника как всесторонне развитой личности.
 
Задача воспитателей состоит в том, чтобы ненавязчиво «подобрать ключик» к каждому малышу, учитывая его таланты, способности и умения, а также возраст. Ребенок должен постигать новое постепенно и без принуждения.
 
К тому же воспитатель должен поощрять маленького человека к самосовершенствованию и получению новых знаний и навыков. Только в таком случае, при соблюдении всех необходимых условий, умственное воспитание детей будет организовано должным образом.
 
Модели умственного развития дошкольников
 
Каждый ребенок это индивидуальность, поэтому нельзя умственное развитие всех детей подвести «под одну гребенку».
 
Однако можно отметить общие для всех детей стадии развития определенных знаний и умений. В связи с этим различают три модели умственного развития дошкольников. Давайте рассмотрим следующую таблицу.
 
МодельХарактеристикаЭмоциональная
 
С рождения и на протяжении полутора лет жизни ребенка наиболее активно происходит эмоциональное развитие. Это основа полноценного развития интеллекта малыша, его «путевка» в успешную жизнь. Поэтому ребенок с самого рождения должен находиться в спокойной домашней атмосфере, чувствуя любовь одобрение близких людей.
 
Логическая
 
В возрасте до 5 лет у деток активно развиваются органы слуха и зрения. Это идеальное время для «закладки» у ребят способностей к логическому мышлению, а также восприимчивости к музыкальным произведениям. Для того чтобы этого достичь, необходимо играть с ребенком в развивающие игры, собирать конструкторы и решать логические задачки.
 
Речевая
 
Речевая модель умственного воспитания детей предполагает для развития природной способности ребят запоминать информацию на слух. Например, ребенок дошкольного возраста намного легче и быстрее может выучить иностранный язык, чем любой взрослый.
 
Поэтому такое дарование нужно развивать и поощрять в процессе воспитания. Это может быть чтение книжек, беседы на заданные темы, разучивание стихов и песенок.
 
Таким образом, используя всестороннее воздействие на сознание ребенка, можно вырастить гармонично развитую личность.
 
Чем характеризуется развитие мышления у дошкольников?
 
Вопросы. Постоянные детские «почемучки» свидетельствуют о непрекращающейся «умственной» работе малыша. Задача воспитателей – дать «правильные» ответы.
 
С возрастом ребенок «осваивает» речь и развивает способность рассуждать. Таким способом малыш учится решать свои «задачи», сопоставлять различные явления и их взаимосвязь.
 
В дошкольном возрасте у ребенка формируются первые «ростки» инициативности, любознательности, уверенности и гибкости. Задача воспитателей – посодействовать их развитию.
 
Процесс интеллектуального развития дошкольников должны контролировать также и родители ребенка. Ведь только в семье малыш получает такое важное родительское
 
одобрение, поддержку и заботу. Давайте дарить детям уверенность в собственных силах и свою любовь!
 
Каждый день, когда мы с сыном возвращались из садика, я принималась расспрашивать его о том, чем они сегодня занимались, как он кушал, с кем подружился. На мои вопросы ребенок отвечал всегда охотно, но, однажды,...
 
Сегодня полки магазинов «ломятся» от обилия пластиковых детских игрушек. Конечно, внешний вид таких машинок, героев мультфильмов и прочих занятных «штучек» довольно заманчивый – яркие сочные расцветки сразу привлекают внимание маленьких покупателей. Однако в...
 
Понравилась статья? Поставь лайк! Ссылка на источник mamapapaimalish.ru
 
Создание модели интеллектуально-познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста
 
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и снег, радость и страх.
 
Всем известно, что старший дошкольный возраст – это время фантазеров, период интенсивного развития творческих способностей детей, неиссякаемых вопросов, разнообразия игровых замыслов, буйства фантазии. Познавательная активность детей очень высока: каждый ответ взрослого рождает новые вопросы. Следовательно, чрезвычайно важно в этом возрасте формировать у детей творческое отношение к окружающему миру и к своей деятельности.
 
Темп умственного развития старших дошкольников является весьма интенсивным и динамичным. Интеллектуальная сфера ребенка приобретает новые качественные характеристики.
 
Дети этого возраста познают не только внешние качества предметов и явлений, но и существенные внутренние свойства, связи и отношения между ними. Они овладевают простейшими приемами обобщения, систематизации и классификации. Поэтому важно уделить основное внимание на развитие общих интеллектуальных способностей.
 
Опыт моей работы убеждает меня в том, что в детском саду необходимо создать благоприятные условия для развития образных форм познания, а именно:
 
восприятия, и, прежде всего таких его видов, как целенаправленное произвольное наблюдение (за поведением животных и деятельностью человека, развитием растений, многообразием форм жизни в окружающем мире, восприятия и понимания другого человека, художественное восприятие) ;
 
наглядно-образной памяти, как способности создавать и сохранять детальные, наглядные представления об окружающем мире;
 
наглядно-образного и наглядно-схематичного мышления, как способности оперировать образами и наглядными моделями;
 
творческого воображения, фантазирования, как способности к творческому воссозданию и моделированию нового.
 
Основная задача педагогов ДОУ – подготовка ребенка к школе, воспитание психологической готовности к систематическому обучению. Однако, проблемы развития внимания, интеллектуально-познавательной деятельности дошкольников в настоящее время стали актуальными. Следовательно, возникает необходимость поиска инновационных путей решения данного вопроса.
 
В нашем детском саду реализуется программа нового поколения “Развитие”, разработанная на основе исследований в отечественной и мировой психологии.
 
Программа ориентирована на развитие собственно познавательной деятельности ребенка, интеллектуальных, творческих и художественных способностей детей.
 
Организуя учебно-образовательный процесс, я разработала долгосрочный проект по теме: “Создание модели интеллектуально-познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста”, который включает в себя следующие этапы:
 
Основной целью данного проекта является формирование интеллектуально-познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе реализации программы нового поколения “Развитие”.
 
Для формирования интеллектуально-познавательных способностей у детей я определила следующие задачи:
 
Расширять представления детей о “большом мире” через осмысление основных понятий (время, знак, символ, знаковые системы) .
 
Систематизировать уже имеющуюся и новую информацию посредством логических операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация) .
 
Развивать способность к наглядному моделированию, самостоятельно строить и использовать пространственные модели.
 
Способствовать развитию интеллектуальных способностей, образных форм познания (восприятия, памяти, воображения, мышления) .
 
Формировать и совершенствовать тонкую моторику кисти и пальцев рук.
 
На базе нашей группы мною создан кружок “Фантазеры”. Работа над проектом, в рамках данного кружка, включает деятельность всех участников педагогического процесса: педагога, детей, родителей. А так как программа “Развитие” предполагает установление новых взаимоотношений взрослых с детьми, отношений сотрудничества и партнерства, то естественно, при таком подходе не только воспитатели, но и родители включаются в развивающую образовательную работу с детьми.
 
Кружковую работу я строю по перспективному плану, который дает возможность вести работу системно и комплексно. В основу составления модели реализации проекта вошли основные направления работы с детьми и родителями:
 
занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования;
 
познавательные занятия;
 
анкетирование;
 
консультационный материал (для педагогов и родителей) .
 
Такая целенаправленная кружковая работа дает дошкольникам возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет в дальнейшем успешно адаптироваться к школьному обучению.
 
Нет необходимости доказывать, что в старшем дошкольном возрасте темп умственного развития детей является весьма интенсивным и динамичным. Ребенок хочет знать все. Его интеллектуальная сфера приобретает новые качественные характеристики.
 
Дети этого возраста познают не только внешние качества предметов и явлений, но и их существенные внутренние свойства, связи и отношения между ними.
 
Самым эффективным видом деятельности детей, который положительно влияет на развитие их умственной активности и творческой самостоятельности, является экспериментирование. Моя задача, как педагога – поддерживать стремление ребенка получать новые сведения об объекте, показать ему простейшие приемы экспериментирования, помочь перестроить свою деятельность “методом проб и ошибок” в соответствии с полученными результатами. Важно, чтобы ребенок умел использовать результаты своих ошибочных действий, извлекая из этого нужную информацию.
 
Для развития интеллектуальных способностей я использую в работе с детьми задания на обобщение рядов конкретных понятий, при помощи знакомых родовых понятий (назвать одним словом) , конкретизацию понятий (какие бывают животные, растения, посуда?) , обобщение рядов понятий через абстр
 
классификацию (разбивку ряда понятий на однородные группы) , сравнение (через установление сходства или различия) , делать простейшие дедуктивные умозаключения.
 
Следовательно, предоставляя детям свободу творческой активности, которая проявляется в том, что мои “фантазеры” не следуют готовым штампам и образцам, у них активизируется потребность находить собственные оригинальные и смелые решения, желание свободно выражать свое отношение к окружающему, формируются предпосылки интеллектуальной инициативы.
 
Важным итогом интеллектуального развития дошкольников и показателем их готовности к обучению в школе является овладение знаковыми системами, усвоение умственных действий и их включение в мнемическую деятельность (использование умственных действий для более продуктивного осмысленного запоминания) .
 
Таким образом, основным результатом моей целенаправленной работы должен стать переход от игровой интеллектуальной деятельности к познавательной, и к моменту поступления в школу, у дошкольников должно быть сформировано желание учиться, стремление овладевать учебными навыками.
 
Условия взаимодействия между всеми участниками познавательного процесса предполагают выход на следующие результаты.
 
Для детей:
 
Психологическая, физиологическая и (социальная) личностная готовность к систематическому школьному обучению.
 
Развитие интеллектуальных способностей и когнитивных процессов.
 
Сформированность нравственно-волевых качеств
 
Развитие у детей логического мышления.
 
Формирование интеллектуально развитой личности.
 
Организация педагогического поиска через реализацию инновационных программ.
 
Личностный и профессиональный рост.
 
Самореализация.
 
Я на практике отработала собственную модель интеллектуально-познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, что позволило мне вариативно использовать интегративный метод обучения в учебно-воспитательном процессе и добиться хороших результатов усвоения программы “Развитие” детьми. Показателем результативности работы является высокий уровень развития моих выпускников 2005 г.: 48 % детей имеют высокий уровень усвоения программы “Развитие”, 52 % – средний уровень; 36 % детей имеют высокий уровень школьной зрелости, 64 % – средний уровень. Полученные результаты свидетельствуют о мотивационной готовности детей к обучению в школе.
 
Уважаемые коллеги! Надеюсь, что представленный материал вызовет у вас интерес и будет полезен в практической работе. Желаю вам успехов!
 
Интеллектуальное развитие ребёнка дошкольного возраста
 
Статья об особенностях познавательного развития ребенка-дошкольника с позиции педагогов прошлого (Я. А. Коменского) и педагогов современности.
 
Методические рекомендации на тему: «Развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»
 
Развитие познавательных, или интеллектуальных способностей ребенка должно быть постоянной заботой родителей и воспитателей. Что же такое «познавательные способности» ребенка?
 
Игры и упражнения для развития восприятия у детей дошкольного возраста
 
Предлагаемая игра учит сравнивать предметы между собой, предназначена для развития восприятия у детей 4-6-летнего возраста. Для проведения игры необходимо положить в полотняной мешочек разные мелкие предметы: пуговицы разной величины, катушку, кубик, шарик, конфету, ручку и др. Задание ребенку: Определить на ощупь, что это за вещи.
 
Предназначена для развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста. Работать ребенок будет с материалом по предлагаемой схеме. На красивом коврике оказались дырки.
 
Возле коврика расположены несколько заплаток, из них нужно выбрать только те, которые могут закрыть дырки. Работая с материалами, ребенок может не только выбрать, но и вырезать нужную заплатку, чтобы закрыть дырку в ковре.
 
Предназначена для детей 4-6 лет. Ребенку предлагаются картинки: отдельно нарисованный эталон лампы и еще несколько рисунков ламп, среди которых ребенок должен найти такую же, как эталон. Задание ограничено по времени, на изучение картинок дается только 30 секунд.
 
После этого ребенок должен дать ответ.
 
Метод проектов и познавательное развитие дошкольников
 
Обучение должно строиться « на активной основе через целесообразную деятельность детей в соответствии с их личными интересами и целями». Чтобы ребенок воспринимал действительно нужные ему знания, изучаемая проблема должна быть взята из реальной жизни и значима прежде всего для ребенка, а ее решение должно требовать от него познавательной активности и умения использовать имеющиеся знания для получения новых.
 
Педагог лишь направляет деятельность детей на самостоятельный поиск, подсказывает источник получения информации. При использовании методов проектов необходимо учитывать ряд требований.
 
Во-первых, результат, на который сориентирован проект, должен быть практически и познавательно значим для его участников. Во-вторых, поставленная детьми проблема должна исследоваться в определенной логической последовательности. В-третьих, содержательная часть проекта должна быть основана на самостоятельной (индивидуальной, групповой) деятельности детей.
 
Рассмотрим метод проектов на примере ознакомления старших дошкольников с профессией «эколог». Однажды утром в групповой комнате вместо красивых картин о природе появились пустые голые листы.
 
Некоторые дети сразу же обратили на это внимание сверстников и воспитателя, который для стимулирования познавательного интереса заготовил « письмо от зверей «. В нем некий персонаж сообщал, что весь растительный и животный мир планеты Земля- похители. Воспитатель предлагает детям обсудить, что произойдет на Земле, если исчезнут все растения и животные.
 
Выслушав предположения детей, педагог предлагает их проверить. Вывод: В процессе работы над данным проектом будет решен целый ряд воспитательно-познавательных задач: закрепление знаний о животном и растительном мире планеты Земля, о профессии «эколог», о решение экологических проблем и катастроф, а также речевом развитии детей. Кроме того, в процессе работы и при подведении итогов были поставлены новые познавательные задачи: можно ли обойтись без профессии «эколог», как бы поступил человек в данной ситуации. Предложены новые проекты по защите природы на планете Земля:
 
Но в данной методике есть и свои минусы. А именно, встает вопрос о степени самостоятельности детей при их участии в подготовке и разработке проекта.
 
Очевидно, что это зависит от таких факторов, как возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, сложность выбранной темы, характер взаимоотношений в группе. Таким образом данный метод основан на активной исследовательской позиции детей с учетом их личных интересов.
© Copyright 2024.