Интеллектуальное развитие дошкольников

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.
 
Интеллект – мыслительная способность человека – ум, рассудок, разум; уровень умственного развития.
 
Интеллектуальное развитие – это и процесс, и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех его проявлениях: знаниях, познавательных процессах, способностях и др.; оно осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельствa жизни и среды. Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию.
 
Интеллектуальное развитие ребенка предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием.
 
Интеллектуальное развитие предполагает:
 
- дифференцированное восприятие;
- аналитическое мышление (способность воспроизвести образец) ;
- рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии) ;
- логическое запоминание;
- интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
- овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применение символов;
- развитие тонких движений рук и зрительно – двигательной координации.
 
Цель – создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей.
 
Основная задача воспитателя в работе с детьми состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку поставить перед собой посильные задачи, овладеть приемами их решения и помочь найти применение результатам своей деятельности.
 
Задачи:
 
1. Формирование приемов умственных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, умения обдумывать и планировать свои действия.
 
2. Развитие у детей вариативного мышления, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
 
3. Выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
 
Для основой организации работы с детьми является следующая система дидактических принципов:
 
- создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности) ;
- новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности) ;
- обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса) ;
- при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире) ;
- у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности) ;
- процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества) ;
- обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности) .
 
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития каждого ребенка.
 
Методы и приемы:
 
- практические (игровые) ;
- экспериментирование;
- моделирование;
- воссоздание;
- преобразование;
- конструирование;
 
Дидактические средства: Наглядный материал (игры, демонстрационный материал, схемы, символы, модели).
 
Форма организации детской деятельности:
 
- индивидуально-творческая деятельность;
- творческая деятельность в малой подгруппе (3-6 человек) ;
- учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия) ;
 
Все это опирается на развивающую среду:
 
1. Математические развлечения:
 
- игры на плоскостное моделирование (Танграм и т. д.) ;
- игры-головоломки;
- игры с блоками Дьенеша и палочками Кьюзнера;
- задачи-шутки.
 
2. Дидактические игры:
 
- сенсорные;
- моделирующего характера;
- специально разработанные воспитателем для обучения детей;
 
3. Развивающие игры – это игры, способствующие решению умственных способностей и развитию интеллекта. Игры основываются на моделировании, процессе поиска решений.
 
Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется совместными усилиями воспитателей и родителей, которых объединяет общий взгляд на детей. Суть его состоит в признании способности детей к глубоким интеллектуальным переживаниям и радости, уникальности каждого ребенка, неповторимости его личности. При этом взрослые, уважая личность ребенка, создают ряд непреложных истин: ребенок не объект для изучения, а человек, которого необходимо познавать в развитии; дети имеют врожденную тенденцию к росту и созреванию, обладают внутренней интуитивной мудростью; интерес к таинственному живет в любом человеке с рождения, каждый малыш – исследователь.